Кирилл Качур. Часть 5. Прокуратура. Надзорное ведомство или звено одной цепи?
Nov 15, 2022 После предоставленных 19 октября 2022 года на имя Владимира Путина в Администрацию Президента Российской Федерации справки о нынешней политической обстановке в стране и плана по стабилизации ситуации, известный российский юрист Кирилл Качур выступил с предложением о проведении необходимых реформ в правоохранительной системе и очень подробно рассказал об организации работы в ФСБ России, Следственном комитете и Прокуратуре Российской Федерации. Определил место идеологии в рамках необходимых реформ, рассказал о влиянии элит на правоохранительные органы и о влиянии самих органов на элиты и народ. Предложил конкретные изменения в работе силовых ведомств и поведал об их секретах. Ответил на самые часто задаваемые вопросы, касающиеся его обращения Президенту России.
Машинный транскрипт. 0:00:00 Переходим к надзору. В соответствии с действующим законодательством, в прокуратуре Российской Федерации есть единая, федеральная, централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющие иные функции. Российская прокуратура была учреждена в соответствии с именным высочайшим указом Петра I 12 января 1722 года. Направлением деятельности прокуратуры РФ регламентируется 0:00:39 Конституцией России и федеральным законом о прокуратуре РФ. При выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении надзора работники прокуратуры обязаны руководствоваться Конституцией РФ, федеральными кондиционерными законами, федеральными законами, иными нормативно-правыми актами под законовый характер и ведомственными инструкциями. Так как Российская Федерация федеративное государство, то в каждом субъекте России есть органы прокуратуры, 0:01:09 которые подчиняются Генеральной прокуратуре. Кроме того, в рамках структуры Генеральной прокуратуры есть управление по федеральным округам. В настоящее время в Российской Федерации 8 федеральных округов. Центральный, Северо-Западный, Южный, Северокавказский, Привороческий, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В каждые из этих федеральных округов входят субъекты 0:01:34 России. И соответственно, руководители и сотрудники Управления Генеральной Прокуратуры по каждому из федеральных округов дополнительно осуществляют контроль за деятельностью входящих в них прокуратур субъектов. При анализе Института прокуратуры России необходимо отметить, что сначала с июня 2007 года и уже окончательно с января 2011 года прокуратура утратила право на возбуждение, прекращение 0:01:59 и приостановление уголовных дел, функции предварительного следствия, а также на принятие процессуальных решений по материалам проверок в рамках ст. 144-145 УПК РФ. Формальной причиной указанных реформ послужило отделение органов предварительного следствия от прокуратуры в цели создания некой системы сдержек и противовесов в рамках теории разделения властей, а также создание якобы более объективной системы работы органов следствия и надзора за 0:02:30 ними. Фактически же идеологом данных реформ был близкий друг президента России Путина Владимир Владимировича и его однокашенник по юридическому факультету Ленинградского государственного университета Бастрыкин Александр Иванович, а также руководство ФСБ России и некоторые представители правящей элиты, которым под красивым лозунгом хотелось починить себе такой мощный инструмент, как следствие. 0:02:56 Басыркин Александр Иванович был во всех смыслах этого слова очень удобной фигурой, и тем более он хотел получить под свое руководство правоохранительное ведомство. И идея с выделением Следственного комитета из прокуратуры была очень выгодной для этого. Однако эту реформу, исходя из интересов государства и общества, нельзя назвать успешной. И мы об этом уже говорили, обсуждая ранее органы Следственного 0:03:20 комитета РФ. Таким образом, на сегодняшний день в рамках функции уголовного преследования прокуратура имеет лишь право надзора за законностью и обоснованностью принятых профессиональных решений следователями и дознавателями, а также функцию поддержки государственного обвинения по уголовным делам в судах общей юрисдикции. Сотрудник соответствующего подразделения прокуратуры имеет право на отмену любого из процедуральных решений следователя, как незаконного и необоснованного, с указанием мотивированных причин для этого. 0:03:53 В случае направления уголовного дела следователем в прокуратуру для дальнейшего направления в суд для рассмотрения по существу, сотрудник прокуратуры осуществляет проверку данного уголовного дела на предмет соответствия федеральным законам, в основном УК и УПК, и в случае согласия с позицией следственного органа утверждает обвинительное заключение и передает дело в суд для рассмотрения по существу, где функции поддержки государственного обвинения осуществляет сотрудник уже иного подразделения прокуратуры. 0:04:29 Также прокуратура Российской Федерации имеет и иные направления деятельности, помимо уголовного преследования в рамках осуществления функций надзора. Это общий надзор, надзор за оперативными подразделениями, надзор за вооруженными силами РФ, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, вопрос экстрадиции и международного сотрудничества и иные направления. 0:04:53 В настоящее время Генеральным прокурором Российской Федерации является Краснов Игорь Викторович, который был назначен на указанную должность в январе 2020 года Советом Федерации Федерального Собрания по представлению президента России. До этого Игорь Викторович работал в органах Следственного Комитета Российской Федерации и занимал должность заместителя председателя Следственного комитета России. 0:05:19 Фактически считался правой рукой и самым доверенным человеком Бастрыкина Александра Ивановича. Работая в Следственном комитете, Игорь Викторович курировал деятельность главного следственного управления СК РФ, это подразделение, где расследуются самые громкие уголовные дела. И в целом все следственные подразделения Центрального Парада, а также Главные следственные управления по городу Москве и Московской области. 0:05:43 Игорь Викторович курировал и службу собственной безопасности СК России, которая была преобразована впоследствии в отдел служебных проверок и все кадровые вопросы в СК России. Игорь Викторович начинал свой путь следователем и расследовал самые громкие уголовные дела. Покушение на убийство И.Ч. Байса, убийство Н.Митцова, хищение денежных средств при строительстве консмодрома «Восточный» 0:06:06 и других. Как принято считать в правоохранительной среде Краснов Игорь Викторович во многом обязан своей карьерой начальнику управления КАР ФСБ России Ткачеву Ивану Ивановичу. Есть мнение, что именно благодаря Ивану Ивановичу нынешний генеральный прокурор начал быстро расти по карьерной лестнице в СК России. И именно во многом благодаря ему и некоторым представителям правящей элиты, желающих 0:06:30 иметь понятного им главного прокурора страны Краснов Игорь Викторович и стал Генеральным прокурором России. Как говорят старожилы СК России, указанное на назначение Краснова на должность Генерального прокурора России проходил без ведома его бывшего начальника, председателя СК России Бастрыкина. И он был этому, мягко говоря, очень удивлен. Сейчас же функции правой руки Александра Ивановича выполняет 0:06:57 бывший подчинённый Краснова Игоря Викторовича, а ныне первый заместитель председателя СК России Кабурнеев Эдуард Валерьевич, который пытается до сих пор по согласованию с шефом и при поддержке клана МФСБ России зачистить или создать максимально некомфортные условия для службы практически всем людям Краснова Игоря Викторовича и Ткачева Ивана Ивановича. Однако им есть 0:07:20 куда переходить, и многие с удовольствием переходят в Генеральную прокуратуру, а другие остаются в системе СК России, так как свои нужны везде. Получив должность Генерального прокурора Российской Федерации, Краснов Игорь Викторович провел чистку от людей бывшего Генерального прокурора, 0:07:38 ныне полномочного представителя президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Чайки Юрия Яковлевича. Сначала Игорь Викторович попросил на выход некоторых представителей национальных меньшинств, работающих в Генеральной прокуратуре, а также ряд руководителей главных управлений и управлений. Впоследствии, по достижению предельного возраста на пенсию также были отправлены первый заместитель 0:08:02 генерального прокурора России Буксман Александр Эммануилович, который считался близким соратником Чайки Юрия Яковлевича и курировал все кадровые вопросы генеральной прокуратуры. И заместитель генерального прокурора России Грин Виктор Яковлевич, который курировал надзор за всем следствием, 0:08:19 дознанием и оперативно-розыскную деятельность по всей России. Однако, практически при полном кардуанше на кадровом направлении, Короснов Игорь Викторович так и не смог уволить с органов прокуратуры России некоторых ближайших людей чайки. Пример, заместитель генерального прокурора Лопатина Геннадий Борисович, который всегда формально курировал, так скажем, нетурбулентное хозяйственное направление 0:08:45 и вопросы обеспечения, а де-факто был одним из серых кардиналов всей прокуратуры и начальника правового управления Генеральной прокуратуры России Заволонова Артура Заволоновича, который перешел на эту должность из администрации президента России и является близким другом и партнером по бизнесу сына Юрия Яковлевича Игоря Чайки, а также имеет высоких покровителей из окружения президента Российской Федерации. При всех усилиях убрать Артура Заволуновича 0:09:14 и прибегая даже к таким приемам, как отключение карточек для прохода в здание генеральной и привлечение дисциплинарной ответственности, у Игоря Викторовича это не получилось. Представители разных элитарных кланов нашли компромисс. И Артур Заволунович смог сохранить свое место. 0:09:32 По этой же причине Игорь Викторович не смог и сместить с должности прокурора Москвы еще одного ставленника прошлой команды Попова Дениса Геннадьевича. Однако обложив его при этом своими людьми для негласного контроля. Всего огромных бюрократических сложностей и интересов разных представителей 0:09:50 правящей элиты, многих своих заместителей, назначенных в бытность правления еще прошлой команды, убрать с указанных должностей тоже не получилось, так как в каждом отдельном случае был найден консенсус, хотя в некоторых случаях и временем. Сделав возможные перестановки в Генеральной прокуратуре 0:10:08 и в Москве на уровне заместителей прокурора и прокуроров округов, Игорь Викторович при помощи ведомственной особки и иных подразделений начал проверки и кадровые решения уже по прокурорам различных субъектов России. Продолжая разговор о центральном аппарате, на место ушедшего в отставку первого заместителя Генерального прокурора 0:10:30 России Игорь Викторович смог пролоббировать своего товарища и коллегу по работе в Следственном комитете Розинкина Анатолий Вячеславович. А на должность руководителя одного из важнейших подразделений Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-распространенной деятельностью Генеральной прокуратуры также смог назначить выходца из Следственного комитета России Золотарева Сергея Ивановича. 0:10:53 Также на сегодняшний день Краснов Игорь Викторович смог перевести и назначить на должности в прокуратуру и других своих коллег по работе в Следственном комитете. В основу распределения обязанностей между первым заместителем и заместителями Генерального прокурора России положены отраслевой и территориальный принцип. То есть кто-то из заместителей курирует отдельные отрасли, 0:11:18 к примеру, такие как НАЗОР за органами следствия, дознание оперативно-ростной деятельности, вопрос международного сотрудничества, обеспечение хозяйственной деятельности, организацию работу главной военной прокуратуры. А кто-то из заместителей курирует деятельность 0:11:34 субъектовых прокуратур в рамках федеральных округов. Оперативный контроль за работниками прокуратуры России осуществляет управление МФСБ России. Это означает, что оперативные сотрудники управления МФСБ России осуществляют выявления и пресечения незаконных действий сотрудников прокуратуры и несут в том числе согласовательные функции при решении кадровых 0:11:58 вопросов прокуратуры РФ. Таким образом, прокуратуру России можно назвать более сбалансированной структурой, чем, к примеру, Следственный комитет, так как в руководстве Генеральной прокуратуры присутствуют представители разных кланов правящей элиты, и тот факт, что сам Игорь Викторович и члены его близкой команды имеют более теплые личностные отношения с одним кланом ФСБ, управления М. Это делает ее деятельность более прозрачной и понятной для всех. Но может быть прокуратура России и может быть более прозрачной и понятной для всех, так как не имеет двух основных мечей в работе правоохранительных органов. Это право на проведение оперативно-розыскных мероприятий и право на ведение предварительного следствия. 0:12:51 Ведь по всем, так скажем, самым важным и интересным уголовным делам, которые находятся в основном в производстве центральных аппаратов, в следственных органах, все решения о распределении сферы влияния, управлении крупными активами и даже о судьбе людей принимаются задолго до и без согласования с Генеральной прокуратурой. Всеми процессами руководят органы, осуществляющие оперативное сопровождение по уголовному делу. 0:13:16 То есть практически всегда оперативные подразделения ФСБ России. Или те, кто находится за ширмой, о ком никто не знает, и уж точно не может и не должен знать очередной прокурор отдела того или иного управления Генеральной Прокуратурой. Я имею ввиду представителей различных клановых элитарных групп. Какое решение было принято за столом переговоров или в чьей-то резиденции, такое решение и будут лоббировать оперативные подразделения ФСБ России. А следователи СК России или Следственные департаменты МВД России попишут любые постановления протокола, а прокуратура молча кивнёт головой и скажет «Да, здесь всё в соответствии с УК и УПК». 0:13:57 Или поддержит любое ходатайство следователей перед судом об аресте или о продлении стражи следующему претенденту на новую жизнь в условиях изоляции. Таким образом, конечно же нельзя назвать органы прокуратуры России самостоятельным надзорным ведомством. Их самостоятельность может лишь быть в тех вопросах и уголовных делах, где нет интересов руководства ФСБ России и политического и финансового блока страны. 0:14:27 Конечно же на низовом уровне органов прокуратуры, то есть на уровне межрайонных прокуратур, сотрудники указанного ведомства имеют безусловный приоритет над сотрудниками полиции, следственного комитета и иных ведомств и организаций. В процувании деятельности практически 0:14:43 всегда последнее слово за прокурора. Какое обвинение предъявлять в окончательной редакции, возбуждать или не возбуждать уголовное дело из материала проверки, какую меру пресечения избирать подозреваемому и т.д. Высокая самостоятельность и независимость прокуроров 0:15:03 внезновых подразделений прокуратуры — хорошее поприще для коррупции отдельных и нечистых на руку сотрудников надзорного ведомства. Таким образом, коррупционная формула в деятельности прокуратуры России выглядит так. Сюда не лезем, тут интерес ФСБ, а вот здесь можно. Основа и фундаментом реформы прокуратур России, как и в случае с другими органами правоохранительного блока, 0:15:26 должна послужить идеологическая и связанные с ней культурная и образовательная реформа. Об этом достаточно подробно я уже высказался. Общаясь с действующими и бывшими работниками прокуратуры России, а также с представителями юридической науки, помимо вышеперечисленного, мы все должны подумать о правильном распределении нагрузки между Генеральной прокуратурой, субъектовыми прокуратурами 0:15:50 и прокуратурами межрайонного и городского уровня. При правильном распределении нагрузок в поднадзорных ведомствах, к примеру, в органах Следственного комитета России, о чем я говорил ранее. И нагрузка на низовых заведения прокуратуры тоже снизится, а эффективность работы увеличится. Необходимо, так же как и в СК России, усовершенствовать 0:16:14 институт общественных помощников и наладить более тесный и правильный контакт с профильными вузами и юридическими факультетами иных высших учебных заведений. Привлечение сил общественных помощников поможет сотрудникам прокуратуры разгрузиться от канцелярской работы, а помощнику позволит изучить на практике основы будущей профессии. Необходимо индексировать заработные платы работников прокуратуры в тех регионах, где цены на продукты и иное довольствие выше, чем в других регионах. По-настоящему решить вопрос с качественным социальным обеспечением сотрудников 0:16:51 указанного ведомства и членов их семьи, хотя здесь дела обстоят лучше, чем в СК России. От медицинского лечения и санитарно-курортного отдыха до предоставления жилья без разных бюрократических промолчан. Представляется также необходимым на законодательном уровне решить вопрос об усилении надзора за следственными органами и органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность. И чтобы это усиление имело фактическое наполнение, 0:17:20 особенно при надзоре за деятельностью центральных аппаратов СК России, МВД России и, конечно же, ФСБ России. Содержательнее расширить возможности общего надзора. Правильно провести цифровизацию ведомства вплоть до его низовых уровней, тем самым сделать организацию работы прокуратуры более открытой и прозрачной. Самым дискуссионом до сих пор является вопрос о возврате в органы прокуратуры России права на производство предварительного следствия. Скажу так, нет разницы какой орган, следственный комитет 0:17:55 или генеральная прокуратура ведет следствие. Самое важное кем, каким по своему наполнению следователем оно ведется, и как оно ведется. Как сегодня, или как должно быть, если, конечно же, мы хотим построить сильную Россию, в которой работает сбалансированная правоохранительная система. Сегодня мы достаточно подробно разобрали, как работает и устроена ФСБ России, Следственный комитет и прокуратура РФ. 0:18:25 Обсудили важность и идеологические реформы как основы и фундаменты изменения правоохранительной блоки. Поговорили о влиянии элит на правоохранительную систему и о влиянии самой системы на элиты и народ. В следующий раз предлагаю поговорить о других правоохранительных органах. Об органах внутренних дел, Росгвардии, ФСИН, Федеральной службы судебных приставов, правоохранительных подразделений таможенных структур, военной полиции 0:18:51 Министерства обороны России. По окончании своего следующего выступления я подготовлю детальную справку-доклад о нынешней ситуации в правоохранительной системе России и план предложения о проведении необходимых реформ в этой отрасли. Указанные документы я предоставлю в администрацию президента России на имя Путина Владимира Владимировича, а также отправлю всем главам правоохранительных ведомств в Совет Безопасности Российской Федерации 0:19:17 и спикерам Нижний и Верхний Палат Федерального Собрания. Сейчас, как я и говорил в начале своего выступления, я хотел бы ответить на наиболее часто задаваемые мне вопросами нашим гражданам, касающимся моего обращения к президенту Российской Федерации.