Кирилл Качур. Часть 4. Следственный комитет России - придаток ФСБ или инструмент власть имущих?
46,627 views Nov 12, 2022 После предоставленных 19 октября 2022 года на имя Владимира Путина в Администрацию Президента Российской Федерации справки о нынешней политической обстановке в стране и плана по стабилизации ситуации, известный российский юрист Кирилл Качур выступил с предложением о проведении необходимых реформ в правоохранительной системе и очень подробно рассказал об организации работы в ФСБ России, Следственном комитете и Прокуратуре Российской Федерации. Определил место идеологии в рамках необходимых реформ, рассказал о влиянии элит на правоохранительные органы и о влиянии самих органов на элиты и народ. Предложил конкретные изменения в работе силовых ведомств и поведал об их секретах. Ответил на самые часто задаваемые вопросы, касающиеся его обращения Президенту России.
Машинный транскрипт. 0:00:00 Продолжаем. Следственный комитет Российской Федерации это федеральный государственный орган власти, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с действующим законодательством образован на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации начал свою деятельность 15 января 2011 года при этом Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации образовался в 2007 году, 0:00:28 путем выделения его из органа прокуратуры. До 2007 года прокуратура России была наделена полномочиями предварительного следствия, а с 2007 года органы прокуратуры имеют лишь право надзирать за предварительным следствием. Таким образом, при реформе правоохранительной системы России в 2007 и в 2011 году окончательно, органы прокуратуры лишили права возбуждать, прекращать и приостанавливать производство 0:00:55 по уголовным делам, что сильно ослабило ведомство. Фактической причиной данных реформ послужило высокое положение Бастритина Александра Ивановича, который являлся близким другом и однокашником по Ленинградскому государственному университету президента России Путина Владимира Владимировича и хотел руководить, так скажем, своим ведомством. Этому также способствовали соответствующие интересы руководства ФСБ России и некоторых представителей 0:01:22 элитарных групп, которые хотели иметь полностью подконтрольное следствие. Александр Иванович сначала возглавил Следственный комитет при прокуратуре РФ, а потом с 2011 года уже сам Следственный комитет России. Формальной причиной выделения Следственного комитета из прокуратуры послужила теория разделения полномочий в правоохранительном блоке, в соответствии с которой 0:01:45 орган надзора, то есть прокуратура, не должна иметь сверхполномочий, то есть и расследовать уголовные дела, и надзирать за их расследование, и поддерживать государственные обвинения по данным уголовным делам в суде. Однако указанную реформу нельзя назвать успешной, так как в реальности контроль за следственным комитетом перешел от прокуратуры к органам ФСБ России, и фактически самостоятельность и независимость как самого ведомства, так и следователя, работающих в нем, только уменьшились. В пользу этого аргумента говорит и тот факт, что помимо полной подконтрольности центрального аппарата СК России и его субъектов руководствов СБ России и низовые подразделения СК России, 0:02:32 следственное дело межрайонного и районного характера до сих пор и по-прежнему очень зависимо по своей працуальной деятельности от органов прокуратуры. Продолжая разговор об организации работы низового уровня СК России в следственных отделах, в которых если взять по всей России с точки зрения количественного признака, расследуются подавляющее большинство уголовных дел и принимаются профессуальные решения по основной массе материалов проверок, то нельзя не сказать о колоссальной загруженности рядовых следователей и полной их зависимости от внешних факторов. Нынешнего рядового следователя следственного отдела, к сожалению, нельзя назвать профессионально независимым лицом и лицом, обладающим свободой в оценке доказательств, так как он зависим практически от всех, начиная от участковых, 0:03:23 сотрудников полиции, районных УВД, различных экспертов, помощников судей, общественных помощников следственного отдела, если они, конечно, имеются, и заканчивая балансом между позицией своего начальника, начальника своего начальника, органов профессионального контроля и органов прокуратуры. Подавляющее большинство следователей следственных отделов, пропадая сутками на работе без выходных и постоянно занимаясь только оформительской работой и составлением различных справок и докладных записок, банально не имеют времени и сил для объективного расследования уголовных дел по уровню чуть сложнее бытовых преступлений. Указанные факты и связанная с ними полная подконтрольность 0:04:07 руководства Следственного комитета России к органам ФСБ России и представителям правящей элиты абсолютно лишают каких-либо аргументов тех, кто думает о какой-то самостоятельности СК России как отдельного ведомства. После начала специальной военной операции у рядовых следователей особенно обострились еще одна задача, не связанная с процуальной деятельностью. Это приобретение за свой счет канцелярских товаров 0:04:34 и банально бумаги для распечатывания документов. И это нормально? Ведомство даже не может решить этот вопрос? Следователи уже в коридорах это обсуждают. Даже телеграм-каналы об этом пишут. Это что такое? Своими действиями и бездействиями руководство ведомства только уменьшает веру в структуру, как обычных 0:04:55 граждан, которые постоянно сталкиваются с работой Следственного комитета, так даже и своих сотрудников, рядовых следователей. И это при том, что в соответствии со статьей 151 УПК России на следователей СК возложено производство по наиболее сложным категориям дел. Убийство, похищение человека, коррупционные преступления, неуплата налогов в бюджет и так далее. 0:05:20 Говоря о взаимодействии СХРСИ и ФСБ России, необходимо добавить, что в силу того, что сотрудники ФСБ имеют право проведения оперативных мероприятий и выявления преступлений, совершенных следователями Следственного Комитета, то соответственно практически на каждого следователя и его руководителя есть папочка с компроматом. Поэтому следователи и руководства Следственного комитета России практически всегда, 0:05:43 на есть так точно, выполняют команды сотрудников ФСБ. Некоторые следователи Центрального аппарата Следственного комитета России, а также следователи различных крупных и региональных управлений и их руководители, находятся, так скажем, на подписке ФСБ, то есть на агентурном сообщении. Указанные следователи и их руководство докладывают информацию своим кураторам из ФСБ 0:06:04 и по их команде принимают те или иные решения по важным, а чаще заказным, уголовным делам. Органы Следственного комитета России курируют Управление М ФСБ России, то есть оперативные сотрудники Управления М ФСБ России проводят мероприятия оперативного контроля в отношении указанных следователей и участвуют в кадровом согласовании при повышении послужбы. В силу клановости в настоящей структуре ФСБ России клан М и клан К, следователи Центрального аппарата и крупных региональных управлений также можно разделить на людей клана М, 0:06:40 то есть людей Алпатова Сергея Сергеевича, Сергеенко Владимир Олеговича, Гортяшкина Алексея Владимировича, и людей клана К, то есть людей Ткачева Ивана Ивановича. К первому клану, например, относятся первый заместитель председателя Следственного комитета России Кабурнеев Эдуард Валерьевич и большинство следователей подконтрольного 0:06:58 ему главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации. Ко второму клану относятся старая команда, то есть следователи, оставшиеся на службе со времён, когда заместителем председателя Следственного комитета и правой рукой председателя был Краснов Игорь Викторович. 0:07:15 К таким следователям можно отнести генерал юстиции Новикова Сергея, а также руководителя Главного следственного управления Следственного комитета России по городу Москве Стрижова Андрея Александровича. Между указанными следователями идет негласная война и конкуренция за должности и сферу влияния. При этом многие из них все-таки пытаются усидеть на нескольких стульях, подставленных им друзьями в кавычках из ФСБ России. 0:07:41 Есть также следователи, которые не относятся ни к тому, ни к другому клану, и их немало. Они просто являются четкими исполнителями своего руководителя, который абсолютно точно является одной из фигур в шахматной партии генералитета ФСБ и элит России. Такому следователю Центрального парата СК России не надо думать, об этом позаботятся другие. Для некоторого формального баланса сил, органы Следственного Комитета имеют военные следственные управления, которые осуществляют производство по должностным преступлениям в отношении лиц, находящихся на военной службе, в том 0:08:18 числе в отношении сотрудников ФСБ России. Но фактически следователи указанных подразделений не имеют права объективно подходить к данным производствам, а лишь выполняют команды своего начальства, которые получают их, опять же, из ФСБ России или из некого Центра. Таким образом, на сегодняшний день фактически Следственный комитет РФ находится в полном подчинении ФСБ России и является инструментом, оформителем решений, которые принимаются не в его стены. 0:08:51 Основа и фундаментом реформы Следственного комитета России, как и в случае с другими органами правоохранительного блока, должна послужить идеологическая и связанная с ней культурная и образовательная реформа. Об этом достаточно подробно я уже говорил 0:09:05 в начале своего сегодняшнего выступления. Общаясь с действующими и бывшими практиками Следственного комитета, а также с представителями юридической науки, помимо вышеперечисленного, мы все должны подумать о правильном распределении нагрузки между Центральным аппаратом СК России, его региональными управлениями и следственными отделами. Цель – хоть как-то помочь низовому уровню исследователям, 0:09:31 чтобы они могли эффективно работать и нести свою службу. Усовершенствовать Институт общественных помощников и наладить более тесный и правильный контакт с профильными вузами и юридическими факультетами иных высших учебных заведений. Привлечение сил общественных помощников поможет следователям разгрузиться от канцелярской работы, а помощнику позволит изучить на практике основы будущей профессии. 0:09:57 Необходимо индексировать заработные платы сотрудников СК России в тех регионах, где цены на продукты и иное довольствие выше, чем в других регионах. По-настоящему решить вопрос с качественным социальным обеспечением сотрудников указанного ведомства и членов их семей. От медицинского лечения и санитарно-курортного отдыха до предоставления жилья без разной бюрократических 0:10:21 проволочий, до работы с точки зрения нормативного регулирования в целях обеспечения защиты и охраны прав всех участников уголовного судопроизводства института следственных проверок. Так как всем известно, что основная масса работы рядового районного следователя следственного отдела это именно проведение проверок в порядке статей 144 и 145 УПК РФ. Подумать о проведении правильной цифровизации ведомства, о переходе от только бумажного способа хранения материалов уголовных дел и доказательств к продвинутой системе электронного документа оборота 0:10:56 и фиксации доказательств на электронный видео- или аудио-носитель, уменьшению роли протокольного способа оформления доказательств. С точки зрения конституционного, уголовного и уголовно-профессуального права органы предварительного следствия должны работать эффективно, защищая и охраняя основы государственного устройства и общества, и как следствие для улучшения организации работы Органов Следственного комитета России для защиты прав и свобод гражданина, который столкнулся со Следственным комитетом, для создания всех необходимых условий, чтобы следователь мог спокойно и честно работать, 0:11:36 расследуя и устанавливая объективную истину, все мы и действующая власть России должны обратить внимание на нынешнюю ситуацию дел ведомств.